Расчитать тур
Забронировать отель
Санкт-Петербург - Европейская столица без шенгена!

Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставраци

История реставрации тканей в Эрмитаже началась с работы над знаменами. Задача сохранения знамен еще с конца XIX века решалась путем наклеивания ветхих полотнищ на новую основу. В настоящее время широко используется метод дублирования музейных тканей к новой основе методом пришивки, а также дублирование с использованием современных адгезивных материалов. Сегодня у реставраторов есть возможность при необходимости удалить состарившийся клей и провести повторную реставрацию, применяя новые методики. Примером такой работы может служить реставрация нескольких шелковых турецких знамен XVIII века, ранее не реставрированных, а также повторная реставрация двух баварских знамен 1812 года и шведского знамени XVIII века. Русские знамена и штандарты XVIII-XIX веков, дублированные при помощи клея или шелковых нитей, после очистки и укрепления сохраняют свой исторический облик. При реставрации полкового знамя Лейб-Гвардии Преображенского полка 1742 года была сохранена не только шелковая основа и вышивка, но и разнообразные штопки, кропотливые мелкие зашивки, выполненные разными руками, которые продлили жизнь предмета, став его историей.

Эрмитаж хранит обширную коллекцию западноевропейских и русских шпалер. Шпалера «Нарцисс у источника» и шпалерный портрет великого князя Николая Павловича, представленные на выставке, демонстрируют метод восполнения утрат шерстяного и шелкового утка в оригинальной технике ткачества с восстановлением авторского рисунка композиции. Другой подход к реставрации можно увидеть на примере шпалеры «Дама за туалетом», которая была ранее дублирована на тюль мучным клеем. Метод наклейки позволил на некоторое время зафиксировать шпалеру в стабильном состоянии, но исказил, а местами полностью уничтожил изображение. В результате повторной реставрации шпалера была дублирована на новую основу реставрационным швом, имитирующим технику шпалерного ткачества. 

Особое место в реставрационной работе занимает консервация археологических памятников. В Эрмитаже хранятся античные, коптские, византийские ткани, фрагменты одежд, завесы и чепраки из курганов Горного Алтая и Северной Монголии, найденные в результате археологических раскопок. К уникальным экспонатам, сохраненным путем реставрации с применением мучного клея, относятся памятники из Пазырыкских курганов Горного Алтая V–III веков до н. э.: большой ковер из войлока и древнейший в мире ворсовый шерстяной ковер из Пятого кургана. Они по-прежнему находятся на постоянной экспозиции после реставрации, проведенной в 1949–1950 годах. Реставрация войлочных чулок из Второго Пазырыкского кургана, выполненная в 2016 году после проведения аналитической и практической работы, позволила соединить множество разрозненных, сильно искаженных фрагментов, приблизиться к пониманию подлинной формы и уточнить размеры археологических предметов. 

В экспозиции представлены китайские свитки с портретами военачальников и живописные обои (росписи по шелку). Часть из последних были использованы в отделке интерьеров Меншиковского дворца. Уникальный опыт реставрации китайских живописных обоев и высочайшее профессиональное мастерство позволили художникам-реставраторам в 2007 году приступить к реставрации китайских свитков XVIII века с портретами выдающихся военачальников, находящихся в аварийном состоянии. Пять портретов в форме вертикальных свитков, были изготовлены в Китае в 1760 году по приказу императора Цянь-луна. 

На выставке представлены парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Особый интерес представляют мемориальные предметы из коллекции «Гардероб Петра I», мундиры императоров и платья императриц, сохранившиеся до наших дней. Реставрация костюма подразумевает не только очистку и укрепление тканей, но и реконструкцию формы, фасона платья. Для сохранения костюмов требовался индивидуальный подход, а для каждой ткани разрабатывалась своя методика реставрации.

Оружие, доспехи и предметы конской упряжи сочетают в себе металл, дерево и кожу, а в своей отделке разнообразные ткани – шерстяные и шелковые, гладкие и узорчатые, атласные и бархатные, часто украшенные золотым шитьем. В результате устранения деформации объемных и многослойных материалов, очистки и укрепления тканей, реставрации золотого шитья удается представить музейные экспонаты - латы, седла и чепраки - в оригинальном виде возвратив их первоначальный облик, зачастую искаженный временем. Посетители выставки смогут оценить историческую и художественную ценность седельно-сбруйного комплекта,  принадлежавшего императрице Екатерине II, рассмотреть изысканную золотую вышивку бархатных седел, полюбоваться доспехом индийского воина XVIII века название, которого переводится как «одежда из тысячи гвоздей». 

Примером сложной реставрации являются предметы золотошвейного искусства – древнерусское шитье и западноевропейские вышивки. После очистки и укрепления тканей с ювелирной точностью проводится восполнение прикрепа металлических нитей, в результате чего рисунок вышивки возрождается, а драгоценные нити вновь приобретают цветовой оттенок. Панно с изображением Георгия Победоносца, выполненное в Западной Европе в первой четверти XVII века, русские шитые пелены XVII века «Введение во храм пресвятой Богородицы», «Трое святых» и икона «Михаил Черниговский» второй половины XVI века возвратили первоначальное богатство красок благодаря воссозданию художественного настила тканей и вышивки. Реставрация китайской завесы с изображением танцующего журавля потребовала изготовления сложносоставных нитей из перьев павлина и шелка, которые были свиты из аналогичных материалов. Реставрация кружевного покрывала из тончайшего льна, представляющего собой один из шедевров французского прикладного искусства последней трети  ХVIII века, выполнена виртуозно и максимально деликатно. 

Головные уборы и туфли, стеклярусный каминный экран и кружевной веер, куклы и вышитая бархатная подушка – каждый из предметов декоративно-прикладного искусства имеет свои особенности. Прикладное назначение предметов часто определяет их сохранность. Стеклярусная вышивка, вставленная в каминный экран, подвергалась сильным перепадам температуры и влажности. Шелковые и бархатные туфли были любимыми предметами гардероба, и хозяйки их часто надевали. Народные головные уборы с золотошвейным узором берегли и не просто передавали и из поколения в поколение, а использовали по назначению. Кукла-голландка была подарена императору Александру I летом 1814 года, во время его посещения нидерландского города Заандам (Саардам) «Хозяйка Саардамского дома» обладает богатым гардеробом и множеством аксессуаров. Работы по консервации одежд куклы проводились неоднократно - в 1912, 1948, 1997-98 годах, благодаря чему и сегодня уникальный экспонат можно увидеть на выставке

К выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа 2017 год, 388 стр.), предваряемый вступительной статьей С.Б. Адаксиной, заместителя Генерального директора Эрмитажа, главного хранителя.