Рассчитать тур
Забронировать отель
Санкт-Петербург - Европейская столица без шенгена!

Как Леонид Сергеевич открывал Скандинавию для себя и своих туристов. Продолжение

Интервью. Продолжение

 

К чему должен быть готов турист, отправляющийся в тур Финляндия-Швеция на автобусе и пароме? На что обратить особо пристальное внимание, чтобы не попасть в неприятную ситуацию?

 

- Несколько практических советов: первое – проверить документы: срок действия паспортов, виз, проверить не однократная ли виза в паспорте. Для путешествия по странам Скандинавии подойдет любая мульти шенгенская Леонид Сергеевичвиза. Второе – сделать копии паспортов и положить их на самое дно багажной сумки. Третье – заранее обменять валюту. В Финляндии – евро, в Швеции – шведские кроны. На границе сотрудники таможни Финляндии могут попросить предъявить денежные средства или кредитную карту. На каждого въезжающего в Евросоюз необходимо иметь 50 евро на день. Помните, в Финляндии нет понятия «общий кошелек», поэтому у каждого туриста, даже членов одной семьи должны быть с собой средства. В Финляндию нельзя ввезти алкоголь, если вы едете не на 72 часа, нельзя ввозить газовые баллончики, оружие наркотики. Граница – не место для шуток!!! Не надо подражать Задорнову и отвечать на вопросы пограничников о наркотиках или оружии: «Я их дома забыл». Четко и без шуток отвечайте на вопросы сотрудников таможни и границы, как России, так и Финляндии. Главное правило – четко соблюдать указания гида, нигде не опаздывать. Помните, что в турах по Европе никто ждать опаздывающих не будет, а все расходы на такси за счет туриста. Четвертое – в Европе свои законы, в том числе и неписаные, свои традиции культуры и поведения, о которых гид вам обязательно расскажет. И эти правила соблюдать необходимо, как говорится, в чужой монастырь... Пятое – автобус не может останавливаться через каждый час около туалетов, поэтому рассчитывайте свои силы, когда берете с собой в автобус напитки. Есть в автобусе категорически запрещается. Прием пищи на специально оборудованных стоянках, которые есть на маршруте. Если соблюдать эти несложные правила, путешествие будет приятным.

 

Назовите три главные отличительные черты работы экскурсоводом в Петербурге и его пригородах, от работы на туре Хельсинки – Стокгольм? Есть ли вообще разница с точки зрения профессиональной подготовки? Может быть нужна какая-то определенная психологическая составляющая – все-таки не дома, где стены помогают?

 

- Разница колоссальная! Гидом зарубежного тура может быть только профессионал высшего уровня! Сегодня очень часто работаю с отзывами туристов об экскурсиях по городу, о поездках в Европу – неотъемлемая часть работы каждого экскурсовода – постоянно надо анализировать – что нравится людям, что нет, ведь мы работаем для людей. Как и для экскурсовода Петербурга, для гида по Европе важнейшее человеческое качество – любовь. Любовь к людям, работе, тем городам, которые показываем в своих экскурсиях. Это важнейшее качество, отсутствие которого невозможно компенсировать ни знаниями, ни высочайшим уровнем подготовки, ни даже опытом.

Далее я бы выделил профессиональные знания и навыки, которые вкупе с любовью к профессии делают из обычного гида, гида, которого любят туристы. Первое – широчайший диапазон знаний – история, культура, география, современная жизнь стран и городов. Второе - организаторские способности – осознанная необходимость, ведь Европа из Петербурга – это граница и паромы, на которые нельзя опоздать. Туристы этого могут не знать или, как минимум, не очень ясно себе представлять, насколько дорога каждая минута. Задача гида – все четко объяснить, при чем сделать это раз 10-20. Каждый раз это делать надо спокойным выдержанным голосом, не внося лишней нервозности в путешествие. Третье – хотя бы минимальное знание языков, иначе даже билеты туристам на паром будет не получить. В поездке кто-то теряет ключи от каюты, документы, забывает вещи, теряется в городах пребывания... все это решает экскурсовод. У меня даже был забавный случай, когда мне пришлось работать с финским экипажем водителей, которые и по-английски то не говорили. Еще одна особенность – гид в такой поездке на работе круглосуточно. Выезд зачастую в 0.30, посадка на паром в 17 или 20 часов, на пароме ужин, на котором присутствует гид, потом вечерняя программа, гид опять на работе – у туристов могут быть вопросы. К кому в чужой стране может обратиться человек? Только к гиду, который его сопровождает. Гид в Европе – экскурсовод, стюард, массовик-затейник, психолог, почти мама и папа каждому путешественнику. Наша задача – сделать так, чтобы люди получили максимум удовольствия от такого путешествия.

 

Истории наших стран тесно переплетены. Поэтому интересно узнать, экскурсионная программа (не только объекты, но в первую очередь ваш рассказ) строится на исторических фактах, персонах, которые связаны с историей России, Петербурга? Иначе говоря, узнавать Финляндию и Швецию ваши туристы будут через связь с историей России, или же это совсем необязательно – экскурсия это общее представление о стране, городах, традициях, как если бы вы рассказывали, к примеру, об Австралии или Чили (у которых с Россией мало что общего)?

 

- В экскурсоведении есть приемы сравнения и сопоставления. Для этих маршрутов – главные приемы. Финляндия была частью российской империи, историческая связь безусловна, архитектура Хельсинки – почти Петербург, всегда сравниваем, проводим аналогии. Даже на примере одной финской столицы можно рассказать Леонид Сергеевичисторию России и ее правящего дома Романовых. Когда мы едем по трассе, говорим об отношениях наших стран, о разности и сходстве. Большую часть времени занимает рассказ экскурсовода о военных конфликтах России, Финляндии и Швеции. Переплетение истории наших государств настолько интересно, что только об этом можно говорить половину дороги. Прибываем в Стокгольм, опять сравнения – памятники, соборы, панорамы города, планировка. Именно поэтому мы, гиды, наверное, так и любим эти города, ведь они так схожи с родным Петербургом.

 

Для иногородних туристов стоит ли совмещать тур в Скандинавию с экскурсионной программой по Санкт-Петербургу?

 

- Обязательно! А если весь тур будет сопровождать один экскурсовод – это прекрасно! Ведь связь наших стран и городов неразрывна. И везде мы ищем параллели, связи, сравниваем города. Путешествуя по Петербургу, мы уже готовим гостей к восприятию городов. Весь тур становится непрерывным процессом культурологического значения. Это цельный тур-продукт, с одной стороны ярко демонстрирующий, что Петербург и Россия – это часть Европы, часть европейской истории. С другой - такое объединение позволяет и Петербург лучше понять и европейские страны. Первый день до Скандинавии – обзорная по Петербургу, обязательно в ней мы упомянем о связях городов, по возвращении – один из пригородов северной столицы, где как нельзя лучше представлены традиции старой Европы. Это стоит делать еще и потому, что путь до Хельсинки – 400км, значит между поездом (самолетом), на котором прибыли туристы в Петербург, и автобусом в Хельсинки, они должны провести ночь в гостинице, отдохнуть от утомительных переездов. 

 

Если говорить о школьной программе, может ли служить такая поездка хорошим подспорьем для изучения истории, или в этом случае образовательная компонента работает слабо? Если «да», то какие исторические события должны войти в такой тур и для какого класса вы бы его посоветовали? 

 

- Для увлеченных профессиональных педагогов (а я верю, что таких учителей большинство в нашей стране) это прекрасная возможность расширить знания, умения, навыки учеников. Во-первых, языковая практика, социализация, повышения уровня самоорганизованности каждого ребенка. Более того, мы понимаем, что отправить ребенка в составе школьной группы дешевле, чем всей семьей собраться в такое путешествие. Поэтому такие путешествия привлекательны во всех смыслах. Тур, благодаря содержанию, - это три дня межпредметных занятий – история, география, иностранные языки, основы религиозной культуры и светской этики... Северная война, Петр I, Советско-Финская война, викинги, угро-финские племена, фольклор разных стран, музыка этих народов... весь курс школьного обучения гуманитарного цикла – в одной поездке. События истории с древнейших времен до наших дней – поэтому такой тур полезен для школьников почти любого возраста (не берем в расчет, конечно, начальные классы). Ребенок любого возраста найдет здесь «живые» факты истории, ему уже известной, и всегда что-то новое, что он увидит впервые и обязательно запомнит.  Мы никогда не бегаем на экскурсии, всегда даем возможность сфотографировать, посмотреть, ощутить, пережить. Экскурсии для школьников всегда ведем в диалоге, чтобы это не было формальностью, чтобы это было полезно и осталось в памяти. 

 

Какие у вас дальнейшие планы по расширению географии? Что будет дальше? 

 

- Уже на осень в плане стоит выпуск двух маршрутов: Дания – Норвегия и Париж.