Расчитать тур
Забронировать отель
Санкт-Петербург - Европейская столица без шенгена!

Продолжение статьи "Расширяем горизонты" об образовательном туризме компании "Невский тур"

Дорожная карта выбора правильного партнера ИЛИ как сделать КПД тематической образовательной экскурсии как минимум выше, чем у паровоза.

Тематические образовательные экскурсии в Санкт-ПетербургеЕсли Вы решили включить в школьную программу такой интересный яркий инструмент, как тематическая образовательная экскурсия, непременно стоит выполнить ряд простых и понятных действий, чтобы КПД экскурсии, о котором мы уже говорили, был существенно выше, чем у паровоза. Итак, сначала перечислим тривиальные шаги, которые очень важно сделать при знакомстве с туристической сферой. Обязательно попросите у туристической компании свидетельство о внесении в Единый Федеральный Реестр Туроператоров (посмотрите, чтобы она была «А» - не просрочена, «В» - выписана именно на то юридическое лицо, с которым Вы общаетесь). Далее идем на сайт Ростуризма и ищем в реестре туроператоров компанию и ее свидетельство. Если находим – это означает лишь то, что Вы можете быть уверены, что эта фирма не однодневка, что тур Вам предоставят и деньги не пропадут в пустоту – это простая формальность, которая призвана уберечь Вас от грубого и беспардонного отношения к нашему Уголовному Кодексу.

Итак, если в реестре нашлась эта компания и соответствующее свидетельство – продолжаем путь дальше, если нет ищем новую компанию (причем, даже не слушаем любые самые правдивые объяснения о том, что свидетельство вот-вот будет получено, или допущена какая-то ошибка). Здесь следует заметить, что само свидетельство отнюдь не гарантирует качество экскурсионного тура. Теперь важно получить следующую информацию: сразу спросить работала ли туристическая компания со школьными группами именно по тематическим экскурсиям, привязанным к школьным программам (именно в такой формулировке). Вас не устроят стандартные программы, обзорные экскурсии, даже просто тематические экскурсии. Минимум должна существовать привязка к классу (значит к возрасту школьников), а отсюда складывается вся остальная канва: язык подачи материала, продолжительность экскурсий, привязка к школьной программе, сопутствующий интерактив – игры, викторины (для мотивации и игрового закрепления материала), подбор экскурсоводов и много других нюансов – заканчивая гостиницей, питанием, подбором транспортного средства и музеев.

 

Советуем даже спросить какие группы, каких школ, из каких регионов и по какой программе туристическая компания принимала совсем недавно. Если ответ будет быстрым (не поставит сотрудников компании в тупик) можно проникнуться к ней несколько большим доверием. И более того, Вы получаете ценную информацию, которую в случае чего можно смело проверять. Ведь при необходимости позвонить в эту школу и спросить о самом факте поездки, впечатлениях и пользе будет более чем возможно, даже полезно. И не забывайте, что в модели разговора школа-школа Вы имеете перед турфирмой значительное преимущество – у Вас корпоративный диалог, а туристическая компания в этой среде чуждый элемент, каким бы образом она себя ни нахваливала и рекламировала.

 

Обязательно спросите есть ли в штате компании экскурсоводы, которые работают/работали учителями в школе (имеют педагогическое образование). В школьном образовательном туризме – это неимоверно важно. Сейчас это встречается не так часто, но все же встречается. И если повезло, и Вы нашли такую компанию, в которой работает учитель истории или литературы стоит отнестись к этой турфирме серьезно. Это преимущество объясняется довольно просто – самые яркие технологичные прорывы в промышленности и науке уже давно происходят на стыке различных дисциплин – химии, физики, биологии, социологии и пр. Ровно поэтому экскурсовод, у которого в качестве бэкграунда есть педагогическое образование или он вообще действующий педагог, является наилучшим выбором для проведения тематической образовательной экскурсии с учетом именно Вашей школьной программы. В этом случае Вы еще и гарантируете себе отсутствие случайного неинтересного для ребят человека в профессии.

 

Далее обязательно спросите, выдается ли школьникам какой-либо дополнительный материал по экскурсии на руки. Это тоже очень важно.Любая раздаточная информация по тематике экскурсии добавляет эффективности всему обучающему процессу.Обязательно спросите (даже если эта опция не будет востребована), можно ли внести индивидуальные корректировки и пожелания в программу именно Вашей школьной группы. Если ответом будет не голословное «да», а турфирма выражает заинтересованность в диалоге всерьез, готова предоставить экскурсовода для общения и правки программы с Вашими руководителями группы – тоже смело отмечайте про себя этот факт, как положительный.

 

В такой краткой инструкции мы постарались перечислить основные тонкие моменты, помогающие не просто выбрать туристическую компанию, которая не обманет Вас в принципе (предоставит автобус, заселит в гостиницу, покажет все заявленные в программе музеи и объекты, накормит), но будет ответственна за конечный результат, а именно (в первой части материала): школьник должен дать самостоятельную оценку тому или иному факту, событию, явлению. Т.е. можно говорить об эффективности только тогда, когда экскурсовод «заставил» ребят решить те самые 4 задачи, стоящие перед экскурсией (особенно для самостоятельного анализа и оценки школьником важны 3 и 4 задачи). И здесь, в формировании программы экскурсии мы подходим к очень важному выводу – эффективность тематической образовательной экскурсии по определению должна стоять выше рентабельности. Безусловно, её для коммерческих компаний никто не отменял. Но сейчас и школы заставляют зарабатывать деньги самостоятельно, но это же совершенно не отменяет их социальных функций. Поэтому мы считаем, когда сегодня даже в такой традиционной образовательной среде происходит некое смешение функций (школа должна учить и зарабатывать) именно в сегменте образовательного школьного туризма для туристической компании нельзя вести себя исключительно в рамках капиталистических отношений. Вот вам еще один и, пожалуй, самый главный параметр, по которому можно делать выбор туристической компании. Врачи лечат не потому, что им платят заработную плату, учителя учат детей не за неё же. Это призвание, прежде всего!

 

Так и образовательный туризм в фундаменте своем не должен иметь только коммерческую выгоду – это тоже призвание. И если в общении с турфирмой Вы это почувствовали – эта компания Ваша, с ней можно работать.

 

p.s.

И в заключении, мы просто обязаны Вам напомнить выдержки из большого интервью с нашим экскурсоводом Сухановым Леонидом Сергеевичем (к тому же являющимся учителем истории школы № 608 Кировского района Санкт-Петербуга):

Интервью с экскурсоводом- "В школе, где я работаю, в прошлом году мы проводили семинар "Потенциал петербургской культуры в дополнительном образовании". Но ведь еще больший потенциал в основном образовании. В Петербурге можно вести экскурсии в соответствие с программой по литературе, истории, истории города, мировой художественной культуре, музыке, биологии, астрономии, химии, физике и еще ряду предметов. Как прекрасно, изучив роман Ф.М. Достоевского, увидеть кварталы, где разворачивается действие романа, увидеть дом, где писатель создал это "самое петербургское произведение русской классической литературы". Говоря о творчестве русских или зарубежных живописцев посетить Русский музей, Эрмитаж, Академию Художеств, усадьбу Репина "Пенаты". Прекрасные лаборатории наших научных институтов и университетов всегда рады предоставить возможности для проведения опытов, для знакомства с их коллекциями, которые собирались веками. Ведь экскурсия не заменит урок, но и не должна быть только развлечением, экскурсия - прекрасная иллюстрация к материалу учебной программы, прекрасная возможность дать дополнительный материал. Петербург - кладезь в этом смысле.....Предлагаю в одном из номеров журнала опубликовать полный список тем экскурсий, которые были бы полезны для учащихся, как  Петербурга, так и регионов. А если несколько примеров, то это вся литературная тематика - А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский в Петербурге, поэты Серебряного века и другие. Обязательно военная тематика. Для школ с художественным уклоном - искусствоведческие и архитектурные темы. Хочу сказать, что подбор тем для каждого конкретного класса индивидуален. Темы важно выбирать осознанно. Обоснованием выбора для учителя не должна стать мысль "а вот здесь я еще не была или давно сюда не ездила". Детям должно быть интересно и понятно, что будет говорить экскурсовод, более того, у школьника должна быть мотивация. Зачастую эта мотивация - конкретные задания по теме экскурсии. Поэтому я всегда призываю своих коллег (учителей) как можно чаще включать экскурсии в план внеклассной работы по предмету и в план воспитательной работы с классом. Прекрасно знаю, что сегодня учителям тяжело работать в силу массы причин, в т.ч. невыского культурного уровня школьников, но, мне кажется, что приобщение детей к прекрасному должно быть в помощь".